Казцентром ГЧП при поддержке МИИР РК и «CLDP – Commerce Law Development Program» организовано посещение одного из крупнейших концессионных проектов в Казахстане «Строительство и эксплуатация автомобильной дороги «Большая Алматинская кольцевая автомобильная дорога»» (БАКАД).
Целями данного проекта являются:
1. Создание современной высокотехнологичной объездной дороги вокруг г.Алматы на пересечении международных коридоров «Западная Европа-Западный Китай», «Ташкент-Шымкент-Тараз-Бишкек-Алматы-Хоргос» и «Алматы–Караганда-Астана-Петропавловск» с вынесением транзитных потоков за пределы черты г.Алматы.
2. Разгрузка транспортных потоков и исключение образования транспортных «пробок» на основных автомобильных дорогах г. Алматы.
На сегодняшний день 99% работ инвестиционной фазы завершены, в том числе 23 млн.куб.м. земляных работ, 7 дорожных развязок (клевер, полуклевер, круговые),
43 ед./3,3 тыс.м мостов (речные, эстакады, переходы, др.), порядка 280 ед. составляющих интеллектуальной транспортной платежной системы, перенесено порядка 180 ед. инженерных коммуникаций (линии электропередач, газоснабжения, водоснабжения), др.
Ведутся работы по обустройству, а также по отладке программного обеспечения. Ввод в эксплуатацию запланирован на май месяц текущего года.
Интеллектуальная система мониторинга 24/7 определяет направление, скорость, габариты, вес, др. характеристики транспортных средств, местонахождение других объектов на дороге.
Одной из важнейших составляющих в ходе реализации проекта является учет экологических и социальных аспектов, таких как:
– компенсационная посадка деревьев (высажено порядка 100 тыс.деревьев);
– контроль эрозии почв (согласно Плану восстановления русел рек);
– учет сезона нереста рыб при переносе русел рек. После проведения строительных работ восстанавливаются береговые полосы;
– обеспечение доступа и сообщения к местным населенным пунктам: улучшение состояния периодически подтапливаемых грунтовыми водами местных дорог, находящихся за пределами полос отвода БАКАД. Затрачено более $ 1,5 млн. на обустройство и улучшение качества данных дорог, что изначально не входило
в обязательства Концессионера;
– согласно международным стандартам установлено порядка 14 тыс.м. шумоподавляющих экранов вдоль дороги;
– построено 2 вахтовых городка (Чемолган, Панфилов);
– проводится анализ обращений и жалоб, работает горячая линия.
Одним из важных аспектов реализации БАКАД является перевод системы оплаты
с толлинговый на открытый тип без увеличения капитальных затрат.
В ходе посещения представители делегаций из Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана ознакомились с ходом реализации данного проекта.